На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Русский Патриот

51 подписчик

"Человек с большой буквы" - Хомяков Алексей Степанович



К 15-ти годам он уже знал греческий, латинский, немецкий, французский, английский и ещё несколько европейских языков. О нём писали : "Трудно найти сферу, где бы он ни приложил свои знания : социолог, теолог и публицист; основатель славянофильской идеологии, философ создавший оригинальную систему; историк мировой цивилизации, автор многотомных заметок о Всемирной истории; экономист, разрабатывавший план уничтожения крепостничества; практик-помещик, усовершенствовавший c/х производство (винокурение и сахароварение); изобретатель новой паровой машины, получившей патент в Англии; изобретатель дальнобойного ружья; врач-гомеопат, врач использовавший средства народной медицины, для успешной борьбы с холерой; хороший художник (портретист,иконописец); полиглот-лингвист; известный в своё время поэт и драматург.

.. Здесь перечислены занятия, которым Хомяков предавался в течении длительных периодов и даже в течении всей жизни. 

А если бы к ним добавить временные увлечения : успешные поиски в Тульской губернии полезных ископаемых; проекты улучшения благосостояния жителей Алиудских островов; создание хитроумных артиллерийских снарядов во время Крымской войны и т.д. (пишет автор) , то можно было бы исписать не одну страницу". 

Алексей Степанович Хомяков родился 1 мая 1804 г. в Москве в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, изучал философию, историю, математику и другие науки, овладел несколькими иностранными языками. В 1822 г. сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. В 1823-25 гг. находился на военной службе, затем вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария, Австрия). С 1826 г. снова на военной службе, в 1828 г. участвовал в Русско-турецкой войне, награжден орденом за храбрость, по окончании войны вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своем имении. Зимой жил в Москве, где организовал кружок единомышленников, получивший название славянофильского. Зимой 1838-39 гг. он познакомил друзей со своей работой "О старом и новом".
Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее откликом И.В.Киреевского и ознаменовала возникновение славянофильства как оригинального течения русской общественной мысли. Вопросы, поставленные Хомяковым и Киреевским, очертили темы славянофильских дискуссий: "Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию? Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?". 


Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. На протяжении своей жизни Хомяков сотрудничал в различных периодических изданиях славянофильского направления ("Москвитянин", "Русская беседа"), выступая со статьями по вопросам крестьянской реформы, социологии и философии, в 1858-60 гг. был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете. 

По словам протоиерея В.В.Зеньковского, "Хомяков в подлинном смысле слова христианский философ, ибо он исходит из христианства". В центре воззрений Хомякова – учение о начале "соборности" ("кафоличности", цельности, внутренней полноте). Он трактовал "соборность" как общий метафизический принцип устроения бытия – множество, собранное силой любви в "свободное и органическое единство" (противоположный тип – "ассоциация", формальное, внешнее соединение множества элементов). Только православие сохранило подлинный идеал церковной жизни, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви – идею соборности. В католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае – во имя единства, во втором – во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного "духу Церкви". В дальнейшем это учение Хомякова стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин, С.Л.Франк). 

Мировая история, по Хомякову, это история народов, каждый из которых мыслится как коллективная личность, "живое лицо", наделенное неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется соотношением начал "ассоциативности" и "соборности" в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в "Записках о всемирной истории" всех мировых религий и культур к двум началам "кушитскому" (покорность необходимости, вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и "иранскому" (свободная стихия духа, личности, устремленность к творчеству, нравственное самосознание и т.д.). Специфический характер русской истории Хомяков усматривал в Православии как единственном источнике просвещения на Руси, в "мирном" процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием "чужеродных" начал западной цивилизации привело к разрыву между "просвещенным обществом" и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам – единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением "разрывов" русской истории. Он надеялся на "воскресение Древней Руси", хранившей по его убеждению, религиозный идеал соборности, но воскресение – "в просвещенных и стройных размерах", на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий. 
___________________________________________________

Собрание сочинений А.С.Хомякова : http://az.lib.ru/h/homjakow_a_s/ 


Лекции профессора А.И.Осипова об А.С. Хомякове и славянофилах:

А.С. Хомяков о католицизме (2008) 



О славянофилах (2007) 



О Хомякове А.С. (2007) 



А.С. Хомяков о Церкви (2006)



Об А.С. Хомякове (2006)



Богословские воззрения Хомякова (2005) 



Богословские воззрения славянофилов (2005) 


-------------------------------
Файл Алексей Осипов «Это был глубокий мыслитель и че..
Файл Россия сегодня и славянофилы.doc
Файл Богословские воззрения славянофилов.doc







наверх